Правила Вождения Автомобиля

Восканян Э.А.

 

 

Правила
Вождения Автомобиля
для начинающих,
и не только

 

Содержание

 

I. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения  ………... 3
II. Надежный водитель. Чрезмерная скорость  ….............…………………………….………..……... 6
III. Ученик и инструктор  ………………................................………………………………….………..….…. 8
IV. Ограниченная видимость. Опасность для движения  …………………………….………….….… 9
V. Работа с зеркалами. Перестроения  .……………………………………………………………….…....... 11
VI. Перекрестки и повороты ……………………………………………………………………..……….…………. 13
VII. Остановка и стоянка  …………………………………………………………………………….……….……….. 17
VIII. Вместо заключения  ……………………………………………………………………………..…….…….…… 18
Приложение. Примерная схема настройки зеркал легкового автомобиля  …….…..…… 21

 

 

Заранее благодарю читателей за отзывы и пожелания.
Восканян Эдуард Ашотович,
Инструктор-преподаватель
по обучению вождению автомобиля

8-(962)- 943-67-84

Все читатели могут получить информационную поддержку автора
и участвовать в работе сообщества взаимопомощи.


I.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Известное в нашей стране еще с прошлого века выражение «автолюбитель» очень сильно повлияло на отношение к профессии водителя. Невозможно представить себе любителя моряка, летчика, пожарного. А с появлением замечательных автомобилей с автоматичес­кой коробкой передач значительно упростилась возможность стать водителем. Появилась целая категория «автолюбителей» на автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП).
На самом деле автолюбителем быть невозможно. Каждый должен сам решить − либо он водитель, либо пешеход. Можно быть любителем футбола, кройки и шитья, кулинарии, пива, в конце концов. Приземлившись известными частями своего тела на водительское сиденье, надо понимать меру своей ответственности. Безопасность на дороге это абсолютный приоритет для любого нормального человека. Каждая автомобильная поездка может иметь несколько вариантов своего завершения, но адекватному человеку нужен только один, единственный − Благополучный.
Безопасность это степень защищенности жизни, здоровья, имущества участников дорожного движения.
Не претендуя на всю полноту охвата данного вопроса, можно выделить основные требова­ния, обязательные к выполнению для обеспечения Безопасности:

1) Не вижу не еду.
С водительского сиденья, тем более днем, в ясную солнечную погоду, водитель может видеть многие сотни метров прямо по курсу. Однако при движении в плотном потоке транспорта или по узкой улице обзор значительно снижается. Кроме того, такая ситуация очень часто возникает при остановке перед светофорами, на пере­крестках, даже если остановиться первым. Крупногабаритные автомобили справа, слева, строения, деревья, кусты могут снизить обзор до одного метра и даже меньше. Практически всегда при движении задним ходом водитель оказывается в условиях ограниченного обзора. Движение задним ходом является маневром повышенной сложности.
Особенно, если это не простое прямолинейное движение, а связанное с поворотом, тем более, если это правый поворот. При движении задним ходом с поворотом налево работать с левым наружным зеркалом несложно, в случае сомнения водитель может приоткрыть свою дверь. При повороте направо такой возможности нет. К сожалению, некоторые инструкторы при обучении вождению задним ходом прививают навыки работы только с зеркалами, другие советуют только поворачиваться корпусом. На самом деле истина, как это часто бывает, в золотой середине: информацию об обстановке вокруг автомобиля необходимо получать как через зеркала, так и с помощью поворота головы по большей части через правое плечо, хотя в некоторых ситуациях можно повернуться и через левое.
Тот факт, что автомобиль имеет передачу заднего хода, вовсе не означает, что водитель может всегда пользоваться этим. «Движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создает помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц». Вот так однозначно трактуют Правила Дорожного Движения 8 раздел 12 пункт (ПДД 8.12)
Этот пункт является одним из важнейших. Как поступить, если нет возможности воспользоваться помощью других лиц? Решать Вам. Возможно, стоит выйти из автомобиля, оценить обстановку, и только потом продолжить движение, да и то самым малым ходом. В ситуации, когда невозможно избежать ДТП (дорожно-транспортное происшествие), наиважнейшей задачей является снижение тяжести последствий. Большинство водителей со стажем наверняка согласятся с таким утверждением. Абсолютный контроль над скоростью и траекторией движения позволит либо избежать ДТП, либо максимально снизить тяжесть последствий.
Еще один возможный вариант ситуации «Не вижу − не еду» − когда остальные автомобили снижают скорость или полностью останавливаются. При этом, несмотря на то, что у нас еще нет визуальной информации о причине, продолжать движение, не снижая скорости − преступная безответственность. В лучшем случае, движущиеся в попутном с нами направлении автомобили будут перестраиваться, возможно, в наш ряд. В худшем случае через мгновение у нас на пути может оказаться пешеход, а ведь это может быть ребенок, женщина с детской коляской или инвалид.

2) Начиная маневр в сложных ситуациях максимально увеличивать внимание.
Какой бы спокойной ни казалась обстановка на дороге − сильно расслабляться не стоит. Естественно, это не означает, что водитель должен всегда находиться в состоянии напряжения. Идеальное психофизиологическое состояние для водителя − расслабленно-собранное.
Как только ситуация на дороге усложнилась, необходимо мгновенно это осознать и реагировать соответствующим образом. В первую очередь снизить скорость, повысить внимание. Точно также необходимо поступать и при маневрировании, т.е. буквально изучить обстановку в той полосе, на которую возникла необходимость перестроиться. В этой связи встает вопрос о распределении внимания. Водителю постоянно надо контролировать все пространство вокруг автомобиля − все 360° по кругу. При этом, однако, большую часть внимания переносить в сторону возможного появления наибольшей опасности.
3) Прогнозировать развитие дорожной ситуации, предвидеть любые возможные угрозы, в т.ч. и со стороны пешеходов.
Это действительно святая обязанность водителя. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы прогнозировать действия остальных участников дорожного движения. Ситуации на дорогах во многом схожи, стандартны. К примеру: выкатился на дорогу мяч, очень скоро за ним могут показаться те, кто в него играл. Возможно, это произойдет и не так быстро, но пренебрегать такой вероятностью не стоит. И теория, и тем более, практика подтверждают, что, пренебрегать возможностью маловероятных событий нельзя, по крайней мере, за рулем автомобиля. Может в 99 случаях из 100, вслед за этим мячом тут же, мгновенно, никто и не появится, но один раз из 100 это все же случится. И если мы всегда будем иметь это ввиду, то значит, мы всегда будем к этому готовы. Грамотные, своевременные действия значительно повысят уровень безопасности, практически в любой обстановке.
Простейшая рекомендация: снижать скорость до уровня гарантированной, предсказуемой остановки, если нет возможности объехать препятствие.

4) Ответственность, выдержка, контроль над своими эмоциями и психологическим состоянием.
Управление автомобилем само по себе в высочайшей степени эмоционально насыщенное действие. Первые самостоятельные поездки начинающего водителя подтвердят ему важность контроля над своим психологическим состоянием. Не впадать в ступор, не отстраняться от управления автомобилем, не поддаваться агрессии, психологическому давлению, не реагировать на хамство. Грустно об этом говорить, но и хамства, и откровенной бравады на дорогах у нас достаточно. Известно, однако, что человека, обладающего выдержкой, вывести из равновесия практически невозможно.
Конфликтные ситуации на дороге достаточно типичны. Чаще всего к конфликтам может привести так называемая «мания торопливости» − безосновательная спешка. Не дать конфликту выйти из-под контроля, перерасти в откровенную агрессию − жизненно важная задача. Так же, как в переполненном общественном транспорте, мы пытаемся хоть и в тесноте, но не в обиде доехать до цели, тем более необходимо взять себя в руки и не позволять втягивать себя в сложные, рискованные ситуации на дороге.
Но и после того, как конфликт погашен, человек не сразу может войти в нормальное состояние. Именно поэтому стойкость и выдержка − необходимые составляющие водительской профессии. Научиться управлять автомобилем можно, только научившись управлять собственными эмоциями.
Что же касается ответственности водителя, то начинается она с административной, включает материальную, а заканчивается уголовной: Статья 264 УК РФ: «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля» является не единственной, по которой придется нести ответственность водителю, виновному в противоправных действиях. Оказание неквалифицированной медицинской помощи также является уголовно-наказуемым деянием.

II. НАДЕЖНЫЙ ВОДИТЕЛЬ. ЧРЕЗМЕРНАЯ СКОРОСТЬ.

Главная цель для начинающего изучать автомобильную науку − стать надежным водителем.Формула для этого достаточно проста:Время  +  Расстояние. Надежный водитель всегда стремится иметь в запасе две эти величины, чтобы в сложной и даже критической ситуации, когда не удается избежать ДТП − максимально снизить тяжесть последствий.
В системе Водитель Автомобиль Дорога очень важно правильное взаимодействие с остальными участниками движения, ясное понимание их намерений, а также своевременное информиро­вание о своих намерениях. Траектория движения автомобиля всегда должна быть прогнозируемая, понятная. Остановка обязательно предсказуемая, даже если она экстренная, внештатная.
Тем горе-водителям, которые не желают совершенствовать навыки вождения, соблюдать не только букву, но и дух ПДД, стоит напомнить мрачную шутку: Нарушителями ПДД не рождаются − ими умирают.
Подытоживая вышесказанное можно вывести следующую формулировку −
надежность водителя определяется его способностью к безаварийному вождению.
Ответственность водителя начинается с самой легкой формы наказания − предупреждения, далее предусмотрены штрафы, лише­ние водительского удостоверения, административный арест до 15 суток. Затем следует материальная ответственность за ущерб, причиненный здоровью или имуществу пострадавшего, если сумма ущерба превышает максимально допустимую по страховке. Страхование по системе КАСКО обойдется значительно дороже ОСАГО и немного облегчит бремя выплат виновнику ДТП, однако от уголовной ответственности не освободит. Статья 264 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до девяти лет водителя, причинившего смерть двум и более лицам.
Формировать зону безопасности вокруг своего автомобиля – жизненно-важный вопрос не только для начинающего водителя. Умным считается водитель, который найдет безопасный выход из сложной ситуации. Мудрый водитель не доведет ситуацию до опасной.
Опыт, конечно, дается ценой проб и ошибок. Цена ошибки за рулем может оказаться трагической. У надежного водителя, как у сапера, нет права на ошибку. От ошибок, однако, никто не застрахован. Мы не обязаны исправлять чужие ошибки, но для того, чтобы ошибка не стала общей бедой, исправлять чужую рассеянность или невнимательность все же необходимо. При этом очень важно самому не наломать дров, не стать виновником другого, возможно более тяжкого ДТП. Например, уходя от столкновения,
не выскочить на полосу встречного движения или, что не менее опасно, подставить свой автомобиль под удар другого.
Современный автомобиль, особенно дорогостоящий, имеющий повышенную степень безопасности, не должен склонять к повышенному риску вождения. Законы физики не способна отменить ни одна, даже самая навороченная, система безопасности.
Конструктивные особенности и высокий уровень комфорта в современном автомобиле разрывают связь с пространством и ощущение высокой скорости.
Устойчивость и управляемость автомобиля, особенно на поворотах, в большей степени зависят от взвешенных, грамотно исполненных действий водителя, нежели от многочисленных электронных систем контроля и стабилизации.
В этой связи решающее значение имеет фундаментальное понятие чрезмерная скорость.  Скорость, которая не соответствует данным конкретным условиям, является чрезмерной.  Например, при прохождении упражнения «змейка», ученик, двигаясь со скоростью 3-4 км/ч, справляется с этим упражнением без особых проблем. На скорости 5-6 км/ч уже не каждый способен выполнить, а со скоростью 7-8 км/ч это упражнение могут выполнить единицы. Понятие чрезмерная скорость индивидуально для каждого. Для опытного водителя на хорошем автомобиле, с учетом состояния дороги, интенсивности движения, а также остальных факторов и 200 км/ч не будет чрезмерной скоростью. Таким образом, чрезмерная скорость – это не только какое-то цифровое значение, но и каноническое понятие, которое в большей степени зависит от способности водителя обеспечить безопасность и постоянный контроль над процессом движения.
Скорость никогда не должна быть чрезмерной.  Выбор скоростного режима всегда зависит от водителя. Естественно, при этом надо руководствоваться одним из ключевых пунктов Правил: 10-й раздел 1 пункт. Как и все гениальное он достаточно прост: движение всегда должно происходить со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля над процессом, с учетом ограничивающих знаков, а самое главное, здравого смысла.
Особенно важно это при прохождении поворотов. В дуге поворота на автомобиль действует, кроме прочих сил, еще и центробежная сила.
Формула ее следующая:

,
где  - масса автомобиля
- скорость движения
- радиус дуги поворота

Мастерство водителя определяется скоростью и безопасностью выхода из поворота, а не входа в поворот. До входа в поворот необходимо снизить скорость, и, как только автомобиль вписался в поворот, можно плавно наращивать скорость. Кроме быстроты прохождения поворота это обеспечит и большую безопасность, так как наличие силы тяги на колесах в дуге поворота улучшает сцепление колес с дорогой.

III. УЧЕНИК И ИНСТРУКТОР

Термин Водитель в трактовке ПДД звучит в какой-то степени расплывчато. Запутанность некоторых юридических норм представляет собой широкое поле для их неоднозначного понимания. В данном случае казус заключается в следующем. Одни считают, что в процессе обучения вождению и ученик, и тем более инструктор, оба одновременно являются водителями, и, следовательно, несут солидарную ответственность. Других такое положение почему-то не устраивает. Конечно, у технически грамотного, надежного инструктора есть возможность предотвратить любую ошибку ученика. Любую, кроме одной-единственной, которая, однако, может стать трагической − грубого, резкого, непредсказуемого торможения. Если ученик неожиданно нажмет на педаль тормоза, не важно по какой причине, ни один инструктор, будь он хоть сам Шумахер, эту ошибку исправить не сумеет. В этом случае самая распространенная отговорка у ученика − перепутал педаль газа с тормозом. Иногда такое происходит даже с водителями, уже имеющими небольшой стаж.
Рекомендации для ученика следующие: Не допустимы резкие грубые действия рулем, педалью газа и Тормоза. Педаль Тормоза при этом обязательно пишется с большой буквы. Первые две ошибки надежный инструктор в состоянии исправить, хотя в зависимости от дорожной обстановки тоже не все так просто. При неправильной работе педалью газа ошибка исправляется несложно: сдерживая автомобиль педалью сцепления, инструктор способен предотвратить резкое ускорение.
Непредсказуемое, неожиданное торможение − ошибка неисправимая. Такова техническая особенность устройства тормозной системы автомобиля, причем любого. Если водитель грубо «наступил» на педаль тормоза, автомобиль начнет резко снижать скорость до тех пор, пока педаль тормоза не будет отпущена или, по крайней мере, не будет ослаблено усилие на эту педаль.
Не будем лишать хлеба юристов и прочих законников, пусть они вносят ясность в вопрос об ответственности. Инструктору, а особенно ученику, да и любому водителю надо помнить о главном − в ДТП вначале бывают только пострадавшие, потом выясняется, кто прав, кто виноват, у кого и на каком уровне связи. Как далеко готов пойти тот, кого незаконно и несправедливо назначают виновным, если такое происходит.
Взаимная доброжелательность, тесное взаимодействие инструктора и ученика в составе единого экипажа − залог не только успешного, но и безопасного обучения. Героической профессию инструктора по практическому обучению вождению, конечно, не назовешь, но повышенная степень риска, безусловно, присутствует. Синхронность действий инструктора и ученика требует обязательной психологической совместимости, и
естественно, взаимного уважения. Если взаимопонимания нет, то продолжать совместный процесс обучения не только бессмысленно, но и опасно.
Во время учебного вождения по городу ученику надо постоянно помнить о том, что резкая непредсказуемая остановка может стать ошибкой, которая грозит превратиться в беду. Перед выездом в город ученик должен получить навык плавного, рабочего торможения. Сделать это совершенно несложно. В течение буквально 20-30 минут этому можно обучить практически любого человека.
Рекомендация следующая. В несложной обстановке по ходу движения в городе учиться и применять на практике плавное, рабочее торможение. Но, если возникают неожиданные серьезные угрозы, ученику педаль тормоза лучше не трогать. Какой бы страшной ни казалась ситуация, даже если ему кажется, что наступает конец света − педаль тормоза не трогать! Инструктор обязан и успеет остановить автомобиль. Если же ученик неожиданно или грубо нажмет на педаль тормоза, это действительно может стать трагедией. Торможение автомобиля должно быть прогнозируемым для всех остальных участников движения, особенно для тех, кто едет сзади. Ведь это может быть, в том числе и 20-тонный автобус, троллейбус, грузовик и даже трамвай со сцепным устройством, похожим на таран.
Учебный автомобиль не имеет никакого приоритета в движении. Это и плюс, и минус одновременно. Цель обучения: переход ученика из статуса кандидата в статус полноценного водителя. С первых же секунд своего выезда с учебной площадки он становится полноправным участником дорожного движения со всеми вытекающими последствиями. До тех пор, пока ученик не овладеет навыком плавного, рабочего торможения, даже в тех случаях, когда необходима экстренная остановка, он не может считать себя полноценным кандидатом в водители.

IV. ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ.
ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ

По моему мнению, понятие Ограниченная видимость стоило бы выделить в Правилах отдельным термином. Эти 300 метров, о которых говорится в определении Недостаточная видимость, действуют немного расхалаживающе. 300 метров наверняка достаточно для взлета или посадки легкомоторного самолета. Такое расстояние воспринимается как бескрайнее. Между тем определение Ограниченная видимость отмечается очень серьезными запретами.
Видимость дороги, хотя бы в одном направлении, менее 100 м  считается и на самом деле является ограниченной.
В условиях Ограниченной видимости запрещаются следующие опасные маневры:
1) Обгон (ПДД 11.5).
2) Разворот (ПДД 8.11).
3) Движение задним ходом (ПДД 8.12).
4) Остановка и стоянка (ПДД 12.4, 12.5).
Остановка и стоянка, естественно, маневрами не являются. Понятно, однако, что автомобиль, остановившийся на проезжей части в условиях Ограниченной видимости, является угрозой, в том числе и для себя, т.к. рискует стать жертвой наезда.
100 метров − это примерный остановочный путь исправного автомобиля при скорости 90-100 км/час на сухой дороге с адекватным водителем. Поэтому понятие Ограниченная видимость является фундаментальнейшим для понимания не только буквы, но и духа Правил.
Обгон в условиях Ограниченной видимости, тем более связанный с выездом на полосу встречного движения − это безумие. Некоторые безответственные водители так комментируют свои действия: «Я уже заканчивал обгон, сплошной линии разметки там не было». И Правила, и здравый смысл восстают против такого, извините, горе-шоферюги.
К великому сожалению, такого знака Ограниченная видимость не существует. Есть знаки: Обгон запрещен, Опасный поворот, Крутой спуск, Подъем, линии разметки. Но сколько и какие бы знаки не применялись в таком случае, и даже полное их отсутствие, как и разметки, не должно вводить надежного водителя в искушение. Обгон в условиях Ограниченной видимости это убийство и самоубийство одновременно.
С учетом того, что лихачи на дорогах перевелись не все, всякий раз, оказавшись в условиях Ограниченной видимости, максимально повышать внимание, снижать скорость до уровня гарантированной безопасной остановки. Быть готовым к любым неожиданностям.
При возникновении Опасности для движения, водитель должен снижать скорость, подавать световой и звуковой сигнал, быть готовым к безопасной остановке. С учетом дорожной обстановки, иногда безопаснее объехать помеху, но на это способен только опытный водитель, да и не всегда дорожная ситуация позволяет это сделать.
После приобретения твердых навыков вождения, начинающему водителю следует помнить о том, что опыт − дело времени.
Примерно через 5-10 тыс. км появляется первоначальный опыт. И это действительно всего лишь первоначальный опыт. После пробега примерно в 50-60 тыс. км появляются более серьезные знания автомобильной науки. Совершенству, как известно, нет предела.
В Правилах довольно конкретно обозначена ситуация, которая является опасной для движения, если дальнейшее продолжение в том же направлении и с той же скоростью грозит перерасти в ДТП. Водитель обязан самостоятельно определять, а также выявлять такую ситуацию по первым признакам. Возможные угрозы возникают не только
прямо по курсу движения автомобиля, но и по всему периметру. Очень важно не допускать опасных сближений и тем более пересечения траекторий. И тут на первый план выходит работа с зеркалами, которая является одной из важнейших составных частей водительского мастерства.
V. РАБОТА С ЗЕРКЛАМИ. ПЕРЕСТРОЕНИЯ

Все то, что происходит вокруг автомобиля, водитель должен видеть также хорошо, как и то, что перед ним. Довести навык работы по зеркалам до уровня мастерства жизненно необходимо. В зависимости от конструктивных особенностей автомобиля от 70 до 90 градусов кругового обзора остается в зоне ограниченной видимости. Иногда эту зону называют слепой, некоторые говорят еще мрачнее −  «мертвая» зона. Для того чтобы она действительно не стала ни слепой, ни тем более мертвой −  следует грамотно настраивать зеркала. Но и это не единственная проблема. Перемещать корпус при работе с зеркалами, буквально изучать обстановку по ним, а не просто каждые 2-3 секунды смотреть в них в качестве дежурной обязанности.
Смещая туловище в верном направлении, водитель получает возможность кругового обзора по всему периметру. Работа корпусом −  так называется это в некоторых видах спорта. При правильной работе корпусом ни одна часть пространства вокруг автомобиля не должна остаться вне поля зрения. Практически всегда водитель должен иметь представление о том, что происходит вокруг движущегося автомобиля. У водителя, образно говоря, нет линии горизонта, а точнее все 360 градусов это и есть горизонт.
Иногда зеркало называют третьим глазом водителя. В далекой молодости с близким приятелем мне довелось перегонять автомобиль, у которого не было ни одного зеркала. Приходилось всю дорогу пользоваться подсказками приятеля о положении справа, слева и за автомобилем. 25-30 лет назад наружные зеркала у автомобиля были все же редкостью. Примерно 15-20 лет назад с увеличением плотности движения левое боковое зеркало стало крайне необходимым. Сейчас же обязательно иметь все три зеркала.
И все же, по моему мнению, салонное зеркало наиважнейшее. В некоторой степени оно способно заменить оба наружных, особенно правое боковое. Тем более и при обязательном условии, если водитель правильно работает корпусом. По этому поводу существуют разные мнения, как и во многих серьезных вопросах. Для каждого человека истиной в последней инстанции может быть только его личный опыт, личное мнение. До тех пор, пока не будет уверенной работы по зеркалам, нельзя считать себя полноценным водителем.
Постоянно держать в поле своего зрения объекты вокруг своего автомобиля, представлять себе также наглядно все, что происходит сзади, справа, слева, как и то, что перед автомобилем. Только в этом случае начинающий водитель может считать, что он овладел этим навыком. Ни одна минута тренировки в этом деле не может быть лишней. Автомобиль, припаркованный у тротуара − отличное место для начала таких тренировок.
Великолепную возможность для этого дает также упражнение «Змейка задним ходом» −  при условии, что оно будет выполняться исключительно по зеркалам.
В движении задним ходом через «Змейку» надо стремиться не только к прохождению самой «Змейки», но и к выходу из нее через габаритные ворота с соблюдением необходимых интервалов и дистанции. Практика показывает, что это не так просто.
Слепая зона, к несчастью, все же существует, особенно у крупногабаритных автомобилей. В этой связи очень важно представлять, где она может находиться у других автомобилей, параллельно с которыми приходится двигаться. Не задерживаться в такой зоне надолго, в сомнительных ситуациях подавать световой и звуковой сигнал. Зрение человека устроено таким образом, что даже когда мы переключаем максимально свое внимание на зеркала, периферийным зрением все равно отслеживаем объекты перед собой и даже сбоку.
Таким образом, возникает следующий важный вопрос Распределения внимания. Даже в простой дорожной обстановке необходимо отслеживать все объекты. При выявлении возможной угрозы, большая часть внимания переключается на потенциально опасный объект, либо в сторону возможного появления опасности. Но даже в такой обстановке необходимо продолжать контролировать все 360 градусов вокруг своего автомобиля. Путь объезда помехи может быть безопаснее и короче, чем остановка. В случае отсутствия возможности объехать, надо мгновенно оценить обстановку еще и непосредственно за автомобилем, чтобы экстренное снижение скорости Вашего автомобиля
не превратилось в трагедию.
Определить место наибольшей угрозы не так сложно. Вспомните свое поведение в качестве пешехода: при переходе улицы, при входе в плохо освещенный подъезд дома, при пересечении неосвещенного сквера поздно вечером. Приходится буквально всматриваться и прислушиваться, обострив все свои чувства. Именно в таком состоянии и находится водитель в сложной дорожной обстановке. Но как только все взято под контроль, появляется возможность расслабиться. Конечно же, не до того уровня, как на диване перед телевизором. Расслабленно-собранное − вот идеальное психологическое состояние надежного водителя за рулем.
Правильно распределить свое внимание важнейшая задача.
Безусловно, водителя интересует все, что происходит вокруг автомобиля по всему периметру. При этом на порядок следует повышать внимание и концентрировать его в сторону наиболее вероятного появления угрозы. Любое место с Ограниченной видимостью является потенциально опасным. Примерно так же, как это делает человек, передвигаясь в качестве пешехода. Разница только в скорости. И это различие весьма
существенное. Заблаговременно, при появлении мест с ограниченной видимостью, необходимо большую часть внимания перераспределять в этом направлении.
Любое перестроение также следует считать сложным маневром, особенно в гололед, при интенсивном движении. Правила перестроения − ПДД. 8.4.
1) При перестроениях уступает тот, кто перестраивается. Тот, кто движется без изменения направления, уступать не должен (помеха справа в данном случае не имеет значения).
2) При одновременном, взаимном перестроении уступает тот, у кого помеха справа.
Именно поэтому, если справа от Вас транспортное средство пытается перестроиться в Ваш ряд, повышайте внимание, чтобы в случае ДТП, Вам не предъявили ложное обвинение во взаимном перестроении. Таким образом, при перестроении вправо уступать приходится всегда.
Не менее важной при перестроениях является траектория движения.Перестроение должно происходить по касательной, под острым углом, примерно от 10-15 градусов до максимум 30-35 градусов. Чем острее угол, чем больше запас времени и расстояния, тем перестроение безопаснее. При этом, конечно, учитывается дорожная обстановка. Если появляется необходимость закончить маневр быстро, угол придется увеличивать. Перестроение ни в коем случае не должно быть похожим на поворот, чем сильно грешат не только начинающие водители. Есть две очень важные причины, по которым перестраиваться надо плавно, по касательной. Первая −  уменьшается действие центробежной силы. Вторая, не менее важная − обзор по зеркалам должен позволять полностью обеспечивать контроль над обстановкой в той полосе, на которую происходит перестроение.
Если автомобиль перестраивается резко, круто, по траектории, больше похожей на поворот, действие центробежной силы может привести к началу заноса, а на обледенелой дороге к полной потере управляемости.
Кроме того, в таком случае и обзор по зеркалам не будет в достаточной степени обеспечивать безопасность. В процессе перестроения необходимо постоянно отслеживать обстановку.

VI. ПЕРЕКРЕСТКИ И ПОВОРОТЫ

Полоса движения, говорится в Правилах, это продольная часть дороги, имеющая достаточную ширину для движения в один ряд. Для того чтобы выяснить, что является достаточной шириной, необходимо обратиться к ГОСТу и СНиПам. Согласно всем стандар­там, полоса для движения или ряд, как мы чаще называем в разго­ворной речи, не может быть менее 3 метров в ширину, если этот ряд один. Допускается уменьшать ширину полосы до 2,75 м для движения легковых автомобилей, в случае, если дорога имеет более одной полосы для движения в данном направлении. Однако, если дорога имеет всего одну полосу для движения, также возможно уменьшение ширины полосы до 2,75 м, при условии введения ограничений режима движения. Например, запрет на движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн.
С учетом вышесказанного, начинающий водитель должен ясно представлять себе, насколько важно развивать и тренировать глазомер, чтобы в случае отсутствия разметки самостоятельно определить свою полосу для движения. Это тем более важно, так как очень много других признаков подтверждают необходимость ширины полосы не менее чем 2,75 метра. Например, знаки 2.6 и 2.7, регламентирующие очередность проезда, в случае, когда встречный разъезд затруднен, устанавливаются при ширине дороги менее
6 м. Кроме того, раздел 23 ПДД пункт 5 не допускает движение транспортных средств, ширина которых с грузом или без него превышает 2,55 метра (исключение − рефрижераторы и изотер­мические кузова 2,6 метра).
Таким образом, независимо от ширины конкретного автомо­биля, ширина полосы не может быть менее чем 2,75 метра. В среднем легковой автомобиль с учетом свеса боковых зеркал укладывается по ширине примерно в 2 метра. Это вовсе не означа­ет, что при ширине дороги в 4 метра или даже 5 метров, возможно движение в два ряда в одном направлении. Во время дорожной пробки, при самых маленьких скоростях такое вполне реально − чем меньше скорость, тем меньше боковой интервал. Однако в случае отсутствия пробки, при движении на средней скорости, движение в 2 ряда на дороге шириной в 5 или даже 5,5 метров будет представлять серьезную проблему, тем более в гололед.
Из вышесказанного вытекает следующее фундаментальное правило −
Правило Рядности:

        • Двигаться строго в пределах разметки, даже при незначительных смещениях в пределах ряда обеспе­чить безопасность.
        • Соблюдать безопасные боковые интервалы, как со встречными, так и с попутными транспортными средствами. Особенно на поворотах, при многорядном движении не допускать опасных сближений.
        • В случае отсутствия знаков или разметки действовать в соответствии с ПДД 9.1.

Данный пункт Правил является одним из ключевых и обязывает водителя самостоятельно определять свой ряд независимо от дорожных условий, т.е. наличия или видимости разметки.
Термин Перекресток и 13-й раздел Правил также являются основополагающими. Одна из главных мыслей состоит в том, что ПДД обязывают водителя иметь глазомер и воображение, поскольку определить воображаемый центр перекрестка, особенно, если это перекресток со сложной планировкой, не всегда просто. Это тем более важно при совершении левых поворотов и разворотов. Левый поворот значительно сложнее правого.
Важнейшие отличия левого поворота от правого:
1) Необходимо убедиться, какой именно маневр совершает автомобиль с включенным левым поворотником. Это может быть в том числе и разворот.
2) При левом повороте очень часто приходится уступать встречному транспорту, поскольку они представляют помеху справа в равнозначной ситуации.
3) Самая большая опасность − это транспортное средство, которое движется в попутном направлении, но по встречной полосе. Неважно, по каким причинам водитель такого автомобиля совершает грубейшее нарушение, создавая опасность для движения.
До начала левого поворота надо убедиться, что это безопасно. По ходу выполнения поворота не допускать опасных сближений и остановки в пределах перекрестка, особенно в самой рискованной его части. При многорядном движении это левые крайние, наиболее скоростные ряды встречного направления.
Правый поворот на перекрестке значительно проще, но он немного усложняется при выполнении под стрелку, когда основная секция светофора горит красным. Но и на самом простом правом повороте, даже если он выполняется из крайнего правого ряда, необходимо убедиться в отсутствии помехи справа в виде велосипеда, мотоцикла, любителя бега трусцой или катания на роликах. В силу своих габаритов они всегда могут оказаться правее автомобиля. Поэтому до начала даже такого простого поворота надо убедиться в его безопасности: контрольный взгляд в правое боковое зеркало, чтобы потом экспертиза не выносила такого трагического заключения: Водитель, не начиная поворота (правого, левого или разворота), уже мог избежать ДТП.
Если соответствующими знаками или разметкой не предусмотрено иное, то поворот и направо, и налево должен производиться только из крайних рядов и даже из крайних положений. При этом разворот (если он не запрещен) выполняется только
из крайнего левого положения. Исключения по поводу разворота предусмотрены в
ППД 8.5; 8.7; 8.8.
Классификация самих поворотов на простые, сложные и опасные, в некоторой степени, условная. Самый простой поворот в стесненной дорожной обстановке может значительно усложниться − перейдя в категорию опасных, особенно в гололед.
В силу огромной важности 13-го раздела Правил, считаю необходимым рассмотреть его более подробно. Именно на перекрестках происходят ДТП, последствия которых имеют наибольшую тяжесть. И в то же время наименьшая вероятность установления истинного виновника в сомнительных случаях −  не редкость при разборе ДТП на перекрестках. Хотим мы того или нет, конфликтных ситуаций на перекрестках более чем достаточно.
Агрессивное вождение − это феномен давно известный, причем даже в самых законопослушных странах. Считается, что одна из причин − различный уровень подготовки водителей. Определить формы агрессивного стиля вождения достаточно трудно. На специальной конференции, посвященной этой проблеме, в Канаде в 2000 г. было предложено такое определение этого понятия: Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет  к риску столкновения или продиктовано желанием сэкономить время за счет других участников движения.
Степень агрессии возрастает на порядок, если проявляется в отношении наиболее уязвимых участников дорожного движения:

  • пешеходов (особенно детей и инвалидов)
  • велосипедистов и мотоциклистов

VII. ОСТАНОВКА И СТОЯНКА

12-й раздел Правил − Остановка и стоянка, несмотря на такое умиротворяющее название, также содержит наиважнейшие положения.
Запрещается открывать дверь, если не обеспечена безопасность − таков смысл седьмого пункта.
Восьмой пункт обязывает исключить возможность самопроизвольного движения автомобиля в отсутствие водителя. В первую очередь старайтесь избегать остановки и стоянки на крутых склонах. Многолетний накопленный опыт водителей многих стран мира свидетельствует о следующем: после выключения двигателя и извлечения ключа из замка зажигания (на большей части автомобилей он все еще имеется), удерживая автомобиль педалью рабочего тормоза, надо включить первую передачу или передачу заднего хода. Затем отпустить педаль сцепления и только после этого отпустить педаль тормоза. Выждав 1-2 секунды, в случае, если автомобиль стоит на уклоне произойдет легкий откат, который свидетельствует о том, что теперь двигатель вступил в действие в качестве главного стояночного тормоза. Далее можно воспользоваться непосредственно стояночным тормозом.
В случае если температура воздуха ниже минус 10-15° градусов  оставлять автомобиль надолго с включенным стояночным тормозом нежелательно. Весьма велик риск примерзания тормозных колодок, что приведет к серьезным проблемам.
Однако в этом важном вопросе существует и другая точка зрения − оставлять автомобиль только на ручнике, что в действительности очень рискованно. Использование только ручного (стояночного) тормоза не гарантирует безопасности. Ручник не самая надежная стояночная система для автомобилей категории «В».
Впрочем, ПДД конкретно не указывают, что именно следует предпринять водителю – главное, исключить возможность самопроизвольного движения. В сомнительных случаях можно воспользоваться противооткатными упорами, так очень часто поступают водители автобусов и грузовиков. Кроме того, необходимо исключить возможность использования автомобиля в отсутствие водителя. Этот вопрос значительно проще − достаточно всегда извлекать ключ из замка зажигания при выходе из автомобиля. В этом и теория, и практика единодушны.
Вообще тесное взаимодействие инструктора и преподавателя теории крайне необходимо. Некоторые инструкторы внушают ученику пренебрежение к теории, отдельные преподаватели пытаются переложить весь учебный процесс на инструктора. Идеальным было бы совмещение в одном лице инструктора и преподавателя. В настоящее время это большая редкость. Хотя в других сферах профессионального обучения такое совмещение существует достаточно давно и успешно практикуется.
Нельзя и на пушечный выстрел допускать к преподаванию теории того, кто хотя бы какое-то время не работал инструктором. Чему может научить тот, кто знает процесс обучения только теоретически?
Подводя итог, можно выделить основополагающие понятия, без твердого усвоения которых никто не может быть полноценным водителем:

  • Ограниченная видимость;
  • Чрезмерная скорость;
  • Правила Рядности;
  • Правила Перестроения;
  • Правила проезда перекрестков;
  • Правила встречного разъезда (ПДД 11.7).

Постоянно совершенствовать технику вождения, работу с зеркалами, прогнозировать развитие дорожной ситуации − только тогда водитель может считать себя готовым к любому, самому невероятному сценарию на дороге.
Важнейшее правило: Думать за других, в том числе и за Дураков!!! Не стоит рассчитывать на правильность действий остальных участников движения. Думая за других, мы обеспечиваем собственную безопасность.
И еще: никто со стороны не доведет до Вас радостное известие о том, что Вы стали водителем. Вы это поймете и почувствуете сами. Когда перед  Вами абсолютно незнакомый перекресток, с самым интенсивным движением, в сложных погодных условиях, и Вы грамотно и безопасно проезжаете его − считайте, что закончился первый этап обучения.
Не останавливаясь на достигнутом, продолжайте совершенствовать свои навыки вождения, чтобы в сложной ситуации Вы могли противопоставить их лихачеству, наглости, а может обычной невнимательности других водителей.
VIII. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Существует довольно распространенное заблуждение: «Получу права − потом доучусь». В погоне за дешевизной и скоростью обучения, такие незадачливые начинающие водители подвергают себя и окружающих серьезному риску.
Даже самому способному ученику при талантливом инструкторе надо не менее 50-70 часов практического вождения, что бы освоить самые простые, элементарные приемы и навыки, достаточные для управления автомобилем в несложной дорожной обстановке. Из этого вытекает очевидная истина: Начинающему водителю необходим второй этап подготовки.
Нет совершенно никакой необходимости ждать, пока такая система обучения будет введена официально. На самом деле фактически она существует достаточно давно.
А в некоторых странах закреплена на законодательном уровне. Любому здравомыслящему человеку понятно, что чем больше времени проведешь за рулем, тем больше обретешь навыка и первоначального опыта. Это как раз тот самый случай: чем больше, тем лучше. Одновременно с увеличением количества часов вождения, происходит проверка полученных знаний, накопление опыта − приходит уверенность.
Количество  обязательно перейдет в качество. При этом очень важно с возрастанием уверенности не терять бдительности. Кому-то это может не понравиться, но даже самый поверхностный взгляд на эту проблему приведет любого, даже неспециалиста в этом вопросе к пониманию такой необходимости.
Дальнейшие совершенствования системы подготовки водителей требует самых простых, но очень эффективных мер:
1) Увлечение количества часов практического вождения
2) Введение второго этапа обучения
В сложном комплексе Водитель Автомобиль Дорога абсолютно все взаимосвязано, мелочей нет и быть не может. Когда в этот комплекс включается ученик и инструктор, недопустим даже намек на расхлябанность и недобросовестность, как со стороны ученика, так и тем более со стороны инструктора − Мастера Практического Обучения Вождению.
 Ученик должен быть готов технически и морально ко второму этапу подготовки. Если допускать такое сравнение с общеобразовательной школой, то это среднее образование. Первые 3 класса начальной школы это и есть пресловутые 50 часов, хотя при этом не стоит забывать о том что, кому-то, возможно, понадобится и 150 часов, а кое-кому и этого может быть мало.
Особенно нелегко дается процесс обучения самодостаточным людям, натурам творческим, тем, кто добился определенных успехов в различных областях  человеческой деятельности. Как это ни странно, даже спортсмены входят в категорию таких учеников. Это тем более кажется невероятным, что представители  таких экстремальных видов спорта, как бокс, борьба, конный, парашютный, велоспорт связанных не только с динамикой, но и с управлением, на первоначальном этапе не проявляют высокой обучаемости. Наверняка здесь сказывается завышенная самооценка, склонность к риску. В это связи стоит привести слова известного мудреца древности: «Если хочешь чему-то научиться − будь готов считать себя невеждой в этой области знаний».
Высокая обучаемость,  однако, не должна давать повода ученику для переоценки своих навыков и возможностей, даже если в дальнейшем вы будете управлять автомобилем с АКПП (автоматическая  коробка переключения передач), что значительно облегчит процесс освоения автомобильной науки.
Считается, что профессия преподавателя предполагает такую черту характера, как тщеславие. Не стоит, однако, забывать, что обучающий − одна из самых неблагодарных профессий любой отрасли знаний.
Если ученик быстро осваивает автомобильную науку, то обычно говорят − какой талантливый ученик. Но если обучение проходит со скрипом, то чаще всего винят учителя. На самом деле истина опять-таки в золотой середине. В случае, когда данному конкретному ученику сложно обучаться с данным конкретным инструктором − необходимо менять инструктора. Естественно, эта аксиома верна и с точки зрения инструктора. Существует такая, вообще говоря, не бесспорная точка зрения − научить вождению невозможно, можно помочь научиться.
Второй этап подготовки должен включать в первую очередь закрепление первоначальных навыков, доведение их до уровня автоматизма. Совершенствование техники прохождения любых поворотов, при необходимости получения практических навыков по буксировке и движению с прицепом. Необходимо сосредоточиться на простейших, но очень важных элементах контраварийного  вождения: ступенчатое торможение, торможение с использование стояночного тормоза. Следует отметить, что за последнее время представленные навыки контраварийного вождения несколько обесценились. В первую очередь это связано с совершенствованием самих автомобилей, а некоторые ошибочно считают, что только автогонщики должны владеть такой техникой. Однако даже среди тех, кто так не считает, преобладает следующая точка зрения: «Я не доведу автомобиль в движении до такого критического состояния».  Если все же такое мнение имеет место, то не мешает  хотя бы знать, где этот предел, за которым автомобиль может выйти из-под контроля. Обучение простейшим навыкам входа в занос и выхода из заноса, сохранение контроля над автомобилем в случае выхода из строя рабочей тормозной системы, взрыва колеса и любых других внештатных ситуаций должны являться обязательным элементом второго этапа подготовки.
Задача инструктора состоит не только в том, чтобы ученик овладел техникой вождения. Не менее важной целью является привить ученику высокую культуру вождения, этику поведения за рулем. Вольно или нет  любой преподаватель влияет на обучаемого, иногда даже возможно такое сверхвлияние, когда ученик смотрит на все глазами учителя. В действительности ученик должен иметь право выбора. Ведь по поводу важных вопросов существуют иногда диаметрально противоположные точки зрения.
Одной из важнейших задач второго этапа подготовки является изучение конкретного маршрута, по которому начинающий водитель будет  совершать свои первые самостоятельные поездки, причем желательно в самых сложных дорожных и погодных условиях. Стажировка на знакомых улицах и дорогах позволит быстрее и безопаснее обрести уверенность. При дальнейшем разнообразии маршрутов необходимо помнить о том, что состояние утомления может наступить буквально через один-два часа максимум. Верное сочетание отдыха и движения увеличит степень безопасности.


Приложение

Примерная схема настройки зеркал легкового автомобиля

Салонное зеркало

  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В зоне «А» желательно видеть левое заднее окно при незначительном смещении корпуса вперед и вправо. Зона «А» составляет 10-15% от длины.
В зоне «Б» − большая часть салонного зеркала, примерно 2/3, видеть заднее стекло.
В зоне «В» − видеть правое заднее окно при незначительном смещении корпуса
вперед и влево.                    
В зоне «Г» − видеть левое заднее крыло.
В зоне «Д» − правое заднее крыло.
Зона «Г» и «Д» составляют примерно 25-30% от общей длины зеркала.    
Не забывайте о главном: работать корпусом!

 



Еще раз о главном.
 Или пять способов избежать ДТП!
Иногда приходиться слышать, в том числе и от начинающих водителей такое мнение: “Никто не соблюдает правила, все едут, как хотят”. Мысль эта чрезвычайно опасна, она может стать фатальной и даже разрушительной. Утвердив ее в своем сознании, некоторые как будто пытаются заранее оправдать себя. Очень важно в это связи понимание простой, но важной истины: “В ОСНОВНОМ ВСЕ И В ОСНОВНОМ ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЮТ ПРАВИЛА”
Все дело в том, что ПДД сами по себе несовершенны, а в каком-то смысле иногда и противоречивы. При этом, безусловно, базисом является здравый смысл и безопасность. Выдержка, терпимое отношение к ошибкам других – это очень важные свойства, которые необходимо в себе развивать.
Водитель – одна из самых распространенных, но не самых простых профессий. Футболистов тоже много. Хороших футболистов, также как и хороших водителей значительно меньше. Есть способ отличить хорошего водителя от остальных: он должен любить автомобиль или по крайне мере уважать его, разбираться в устройстве, правильной эксплуатации и техническом обслуживании. Чтобы воплотить свою мечту в реальность, начинающему водителю надо, насколько это возможно, мотивировать себя. Уровень мышления и сознания должен стать чисто водительским. Умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, выработать в себе навыки и принципы восприятия больших потоков постоянно меняющейся информации, чтобы грамотно действовать вне зависимости от своих впечатлений: будь то страх, восторг, усталость, разочарование или даже гнев.
Похоже на азбучные истины, но в автомобильной науке не должно быть никаких загадок и ребусов. Тому, кто много лет управляет автомобилем, кажется, что делать это не сложнее, чем справляться с пылесосом. Но ведь не зря существует понятие: начинающий водитель, малоопытный и т. д.  до бесконечности.  Не терять концентрацию даже тогда, когда эмоции зашкаливают, способен далеко не каждый даже так называемый бывалый водитель.
Не надо превращать скорость в религию. Стереотипы ограничивают выбор. Простейший пример: примитивный совет для переднеприводного автомобиля увеличивать газ, чтобы выйти из заноса.  Вот более надежный совет: “Давай газ только тогда, когда ты уверен, что не придется его отпускать”.  Шаблонные варианты ответов, указанные в некоторых Экзаменационных Билетах в реальности могут привести к катастрофическим последствиям.  Авторам следовало хотя бы упомянуть о других версиях и способах. Тем более важно для начинающего водителя всегда оставлять место для здорового сомнения, даже после окончания основного курса обучения в автошколе.
Стрессоустойчивость, умение воспринимать большие потоки информации, принимать безошибочные решения в условиях недостаточности, а иногда и противоречивости информации является важнейших качеством для любого водителя, что необходимо учитывать автошколам.
Особенно важное значение имеет техника прохождения поворота, ведь динамика движения на поворотах меняется. Поворот опасен неодинаковой загруженностью колес, а значит недостаточной эффективностью торможения и возможной потерей устойчивости. Опыт и количество пройденных километров находится в прямой зависимости. Психологи выделяют несколько этапов поведения водителя, прежде чем он достигнет хорошего уровня безопасности:
1. Постоянное, повышенное чувство опасности.
2. Коррекция повышенного чувства опасности в сторону снижения
3. Недооценка или переоценка чувства опасности.
4. Объективная оценка.
Пятый этап -  самый опасный: снижение порога чувства опасности. Объясняется это тем, что хороший уровень профессионального умения приводит к потере осторожности и притуплению бдительности. Статистика показывает, что самые тяжелые ДТП происходят с опытными водителями.
Несколько слов о различиях между мужским и женским поведениями на дорогах. Основное различие можно определить так: женщины больше верят в правила и в законы, мужчины – в себя и в технику. В результате женщины чаще совершают ошибки из-за недостаточной уверенности и чрезмерной осторожности, а мужчины – из-за самоуверенности. Интересно, что с возрастом агрессивность у мужчин падает, а у женщин, к сожалению, возрастает. Но вне зависимости от пола и возраста необходимо знать важнейшие способы, которые позволят избежать ДТП:
Первый способ часто упоминается в Правилах – остановиться. Остановить машину несложно – остановить ее БЕЗОПАСНО значительно сложнее. Умение остановить машину БЕЗОПАСНО даже в случае экстренной остановки является одним из показателей мастерства и надежности водителя, на что также надо обращать самое пристальное внимание при обучении вождению в автошколах.
Второй способ – прямо противоположен первому – ускорить движение. Всегда, когда это возможно, лучше ускорить движение – чтобы избежать ДТП, чем остановиться. Практически всегда, за редким исключением, такая возможность есть. Это тем более актуально, если транспортное средство, движущееся за вами, не может безопасно остановиться.
Третий способ – изменить направление движения. Однако, это может сделать только тот водитель, который идеально умеет работать с зеркалами. До тех пор, пока этот важнейший навык не будет доведен до совершенства – даже и думать об этом нельзя. Тем более, что два оставшихся способа, которые позволят избежать ДТП также связаны с идеальной работой по зеркалам.
Четвертый способ – снижать скорость и менять направление движения.
Пятый способ – ускоряться и менять направление движения.
В итоге, три способа из пяти связаны с изменением направления движения, а значит, с идеальной работой по зеркалам. К великому сожалению, в Правилах об этом не сказано ничего. Более того, даже в Экзаменационных Билетах и в многочисленных Комментариях к ним, тема эта обойдена полным молчанием. Говорится только о том, что в случае возникновения опасности надо остановиться. И хорошо, если бы рядом со словом остановиться дополнили эту мысль понятием БЕЗОПАСНО ОСТАНОВИТЬСЯ.
Каждый раз, совершая ОСТАНОВКУ, надо обязательно думать о том, чтобы она была БЕЗОПАСНОЙ!